Главная - Международное право - Стадии по конту

Стадии по конту


Вопрос№4. Позитивизм О. Конта. Закон трех стадий исторического развития, учение о социальной статистике и социальной динамике.


Стр 3 из 24 Позитивизм как философское течение исходит из представлений о том, что основной массив знаний о мире, человеке и обществе получается в специальных науках, что «позитивная» наука должна отказаться от попыток постигнуть «первые начала бытия и познания», к чему философия стремилась еще со времен своего возникновения. Таким образом, позитивное знание и «положительная наука» противопоставляются в позитивизме традиционной философии как «метафизике». Ставится задача развить философию нового типа — позитивную философию.

Основателем позитивизма был французский мыслитель Огюст КОНТ. С его именем связано развитие первого этапа позитивизма — «первого позитивизма».

Главное произведение О. Конта «Курс позитивной философии» в шести томах издавалось в 1830-1846г.г., а впоследствии несколько раз переиздавалось. Основная идея позитивизма состояла в том, что эра метафизики окончилась, началась эра положительного знания, эра позитивной философии. Поскольку наука опирается на законы и стремится к их открытию, то и Конт попытался обосновать свое учение несколькими сформулированными им законами.

«Закон трех стадий», согласно Конту, прежде всего определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир.

Первая стадия — теологическая. Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п.

Вторая стадия, которую проходит человечество в своем умственном развитии — метафизическая. Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире.

Но в отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается не путем обращения к божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют.

Закон 3 стадий конта

Содержание:

    Закон трех стадий интеллектуального развития человечества (по Конту) Закон «трёх стадий» по О. Конту Позитивизм как философское течение исходит из представлений о том, что основной массив знаний о мире, человеке и обществе получается в специальных науках, что «позитивная» наука должна отказаться от попыток постигнуть «первые начала бытия и познания», к чему философия стремилась еще со времен своего возникновения. Таким образом, позитивное знание и «положительная наука» противопоставляются в позитивизме традиционной философии как «метафизике».

    Ставится задача развить философию нового типа — позитивную философию. Основателем позитивизма был французский мыслитель Огюст КОНТ .

    С его именем связано развитие первого этапа позитивизма — «первого позитивизма». Главное произведение О. Конта «Курс позитивной философии» в шести томах издавалось в 1830-1846г.г., а впоследствии несколько раз переиздавалось. Основная идея позитивизма состояла в том, что эра метафизики окончилась, началась эра положительного знания, эра позитивной философии.

    Поскольку наука опирается на законы и стремится к их открытию, то и Конт попытался обосновать свое учение несколькими сформулированными им законами. «Закон трех стадий», согласно Конту, прежде всего определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир. Первая стадия — теологическая.

    Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п.

    Вторая стадия, которую проходит человечество в своем умственном развитии — метафизическая. Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Но в отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается не путем обращения к божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют.

    Третья стадия, по Конту, — позитивная.

Закон трех стадий развития общества о конта

Позитивизм как философское течение исходит из представлений о том, что основной массив знаний о мире, человеке и обществе получается в специальных науках, что «позитивная» наука должна отказаться от попыток постигнуть «первые начала бытия и познания», к чему философия стремилась еще со времен своего возникновения.

Таким образом, позитивное знание и «положительная наука» противопоставляются в позитивизме традиционной философии как «метафизике».

Ставится задача развить философию нового типа — позитивную философию.

Основателем позитивизма был французский мыслитель Огюст КОНТ . С его именем связано развитие первого этапа позитивизма — «первого позитивизма».

Главное произведение О. Конта «Курс позитивной философии» в шести томах издавалось в 1830-1846г.г., а впоследствии несколько раз переиздавалось. Основная идея позитивизма состояла в том, что эра метафизики окончилась, началась эра положительного знания, эра позитивной философии. Поскольку наука опирается на законы и стремится к их открытию, то и Конт попытался обосновать свое учение несколькими сформулированными им законами.

«Закон трех стадий», согласно Конту, прежде всего определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир. Первая стадия — теологическая.

Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п.

Вторая стадия, которую проходит человечество в своем умственном развитии — метафизическая. Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Но в отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается не путем обращения к божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют.

Третья стадия, по Конту, — позитивная.

Доклад — Огюст Конт. Закон трех стадий развития человеческого общества — файл n1.doc

Позитивнаяэпоха III.

Исторический процесс по О. Конту Заключение Использованная литература и источники Введение.

ВовторойполовинеXIXв.началскладыватсяновыйтипрациональности-«неклассический»,чьифундаментальныеустановкиотличалисьотклассическойрациональнойфилософиивступившейвкризис.Развитиекапиталистическогопроизводства,спровоцировавшеепромышленныйпереворотидавшеетолчоктехническомупрогрессу,сопровождалосьразделениемтруда,социальнойдифференциациейобществаиусложнениемегоструктуры,ростоминтеграцииисвязейвотношениях. Этосущественнымобразомповлиялонабурноеразвитиегуманитарныхнаук.Появляетсяблистательнаяплеядафилософов.ОднимизнихбылОгюстКонт – основоположникнаукисоциологииинаправленияпозитивизмавфилософии.Егоосновныетруды:«Курспозитивнойфилософии»(1830—1842)и«Системапозитивнойполитики»(1851—1854).Изучаясоциум,КонтвывелЗаконтрехстадийразвитиячеловеческогообщества,вкоторомвыделяет«позитивнуюэпоху»-времякапиталистическихотношений. Актуальность.Заключаетсявтом,чтосоциология,созданнаяКонтомостаетсядосихважнойиинтереснойнаукойприкладногохарактера.«Позитивнаяэпоха»оченьсложна,своеобразнаипрогрессивна.

Цельработы – рассмотретьзаконтрехстадийчеловеческогоразвитияОгюстаКонта. Задачи:охарактеризоватьжизньитворчествоО.Конта;рассмотретьтристадиизакона;рассмотретьисторическийпроцесс.

I.Биография 1.1 Юность Французский философ Огюст Конт родился 19 января 1798 г. в городе Монпелье в семье чиновника средней руки, сборщика податей.Полноеимя-Исидо́рМари́Огю́стФрансуа́Ксавье́Ко́нт. Родители Конта были правоверными монархистами и католиками, но сам он рано отходит от традиционных ценностей своей семьи и становится приверженцем идеалов Великой Французской революции.
После окончания интерната-лицея в родном Монпелье в 1814 г.

он поступает в Политехническую школу в Париже, в которой царят либеральные и республиканские идеи. В это время Конт усердно изучает математику и другие точные науки; он также читает множество трудов по философским, экономическим, социальным проблемам.

И в лицее, и в Политехнической школе он отличался серьезностью и замкнутостью, сторонился юношеских забав и развлечений.

Три стадии развития знания О.Конта.

Стр 17 из 22 Огюст Конт выпускает последний, шестой том Курс позитивной философии / Coursdephilosophiepositive, начатый им ещё в 1830 году. 1) Здесь О. Конт сформулировал «Закон трёх стадий», описывающий интеллектуальную эволюцию человечества (аналогичные мысли ранее высказывал его учитель Анри де Сен-Симон).

Вот одно из авторских описаний «Изучая развитие человеческого разума […] от первого его проявления до наших дней, думаю, я открыл великий основной закон, по которому с неизменной необходимостью можно установить как путём наших рациональных доказательств, так и путём внимательного анализа прошлого, историческую достоверность. Этот закон состоит в том, что каждое из наших основных понятий проходит, необходимым образом, три теоретически различных стадии: стадию теологическую, или фиктивную; стадию метафизическую, или абстрактную; стадию научную, или позитивную. Отсюда три типа философии, или концептуальных систем, обобщающих феномены, взаимно исключающих друг друга.

Первая — начальный пункт, необходимый для человеческого понимания (intelligentia), третья — фиксированная и определенная стадия, а вторая уготована служить в качестве транзитного пункта». Вот как это проявляется в познании: «Согласно этому закону интеллектуальное развитие людей неизбежно проходит последовательно через три различных теоретических стадии: теологическую, метафизическую и научную. По мнению Конта, теологическая стадия соответствует младенческому состоянию человеческого разума, который ещё не способен к решению даже простых научных проблем.

Человек, находясь на первой стадии своего развития, стремится приобрести знание о сущности мира (в действительности для него недоступное), объяснить все явления, отыскать начала всех вещей. Подобная «примитивная потребность» удовлетворяется довольно простым способом: люди рассматривают явления внешнего мира, объясняя их по аналогии с собственными действиями. Таким путём наблюдаемые явления облекаются в человеческие образы, и возникает иллюзия того, что сущность мироздания вполне постижима и даже известна.

Закон трех стадий и классификация наук по О. Конту


5 По учению Огюста Конта, есть три способа мыслить или философствовать: способ теологический (элементарный и детский), способ метафизический и способ позитивный. Эти способы представляют собой три стадии, последовательно проходимые человеческим познанием в его развитии.

На первой, теологической, стадии все явления мира воспринимаются как управляемые не неизменными законами, а волей, подобной нашей. Эта первоначальная стадия мысли сама имеет три ступени.

Сначала люди рассматривают сами предметы как одушевленные, живые, разумные (фетишизм). На следующей ступени представляют себе невидимые существа, из которых каждое управляет известной группой объектов или событий (политеизм).

Наконец на высшей ступени все эти частные божества поглощаются в идее единого Бога, который, создав мир, управляет им или прямо, или при помощи сверхъестественных агентов второго порядка (монотеизм).

На второй стадии развития сознания метафизическая мысль объясняет природные явления уже не влиянием субъективных воль, а некими безличными стремлениями, рассматриваемыми, однако, как живые существа.

Природой управляет уже не антропоморфный Бог, а сила, могущество, начало. Люди отрекаются от божеств, которыми они сами населили природу, но лишь для того, чтобы заменить их таинственными духовными сущностями иного рода. Факты хотят объяснить стремлениями в природе, из которой делают род существа разумного, хотя теперь и безличного.
Ей приписывают стремление к совершенству, боязнь пустоты, целебные свойства, скрытые качества.

Царство метафизики, более или менее проникнутой теологическим духом, продолжалось, по мнению Огюста Конта, до конца средних веков, когда спор между номиналистами и реалистами, первая борьба новейшей мысли из-за освобождения от словесных абстракций, возвестил о приближении третьей стадии – позитивной эпохи (Декарт, Бэкон, Гоббс, Галилей, Гассенди, Ньютон). Начиная с этого времени, позитивное объяснение фактов – то, которое отрицает наличие в природе даже и безличного разума и цели,

Учение О.

Конта о «трех стадиях» философии

¨ Закон интеллектуальной эволюции человечества ¨ Теологическая стадия и три ее формы ¨ Значение теологической стадии ¨ Метафизическая (абстрактная) стадия ¨ Позитивная (научная, реальная) стадия ¨ Контрольные вопросы Закон интеллектуальной эволюции человечества.Огюст Конт (1798–1857), основатель позитивизма и социологии, утверждал, что он открыл «великий закон» «интеллектуальной эволюции человечества», который он называл «законом трех стадий». Конт писал:

«Изучая… весь ход развития человеческого ума в различных областях его деятельности от его первоначального проявления до наших дней, я, как мне кажется, открыл великий основной закон, которому это развитие в силу неизменной необходимости подчинено…»

1 Согласно этому закону, «каждая отрасль наших знаний последовательно проходит три различных теоретических состояния: состояние теологическое или фиктивное; состояние метафизическое или отвлеченное; состояние научное или позитивное. Другими словами, человеческий разум в силу своей природы в каждом из своих исследований пользуется последовательно тремя методами мышления, характер которых существенно различен и даже прямо противоположен: сначала методом теологическим, затем метафизическим и, наконец, позитивным.

Отсюда возникают три взаимно исключающих друг друга вида философии, или три общие системы воззрений на совокупность явлений…» 2 (Здесь следует специально заметить, что словом «философия» Конт обычно называл не какую-то особую дисциплину, а разнообразные «общие системы воззрений».) Конт подчеркивал, что закону трех стадий подчинены «все наши умозрения, как индивидуальные, так и родовые» 3: религия, политическое и правовое сознание, все науки и философия. Таким образом, указанные стадии имеются в развитии как отдельного человека, так и всего человечества.

Они сменяют друг друга в определенной и необходимой последовательности. Предшествующая стадия служит ступенью, без которой не могла бы возникнуть следующая.

Теологическая стадия и три ее формы.Первая стадия соответствует младенческому состоянию ума, который еще не способен справиться 1 Антология мировой философии.

Стадии развития знания по О. Конту. Взгляд Конта на место и роль общественных наук в системе научного знания.

Стр 11 из 31Лекции: Позитивистская программа Конт сформировал закон трех последовательных стадий интеллектуальной эволюции человекакак главного, основного закона развития человеческого ума в различных сферах его деятельности:

  1. позитивной (научной): характерно объединение теории и практики, человек довольствуется тем, что благодаря наблюдению и эксперименту выделяет связи явлений и на основе тех связей, которые оказываются постоянными, формулирует законы. «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы избегать» — эти слова являются девизом позитивной науки.
  2. теологической (до 1300 г.): все явления объясняются на основе религиозных представлений
  3. метафизической (до 1800 г.):сверхъестественные факторы в объяснении природы заменяются сущностями, причинами

Исходя из этого общего закона, он определяет истинную природу положительной философии.

Эта природа (т. е. основная характеристическая черта последней) состоит, по его мнению, в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и низведение числа которых до минимума и составляет цель всех познавательных усилий.

В качестве примера Конт приводит ньютоновский закон тяготения («чудная теория» Ньютона), с помощью которого объясняются все общие явления Вселенной.

Одна из основных частей философии Конта – это его учение о классификации наук, согласующейся с целью позитивной философии — нахождением и приведением в порядок законов, выведенных из изучения фактов, а также преодолением отрицательных последствий специализации отдельных наук.

Конт выделяется 4 основания для классификации:

  1. по сложности предмета исследования (от простого к сложному),
  2. логический (от абстрактного к конкретному),
  3. исторический (но времени и последовательности возникновения),
  4. по характеру связи с практикой.

Он расположил науки в порядке их возрастающей сложности и убывающей общности, а также разделил науки на абстрактные и конкретные: абстрактные науки изучают законы определенных категорий явлений, конкретные применяют эти законы к частным областям.

О. Конт — основоположник социологии, его учения о трех стадиях развития общества

социология общество стратификация Считается, что основателем социологии был О. Конт. Его идеи строгого отбора социальных фактов, понимания общества как органического целого, отказ от умозрительного и абстрактно-спекулятивного подхода к нему оказались наиболее предпочтительными, для дальнейшего прогресса социологии.

С именем О. Конта связано развитие первого этапа позитивизма — «первого позитивизма».

Поскольку наука опирается на законы и стремится к их открытию, то и Конт попытался обосновать свое учение несколькими сформулированными им законами. «Закон трех стадий», согласно Конту, прежде всего определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир. Первая стадия — теологическая.

Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п. Вторая стадия, которую проходит человечество в своем умственном развитии — метафизическая. Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире.
Но в отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается не путем обращения к божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют.

Третья стадия, по Конту, — позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, познать абсолютную природу или сущность всех вещей, т.е. отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками.

На третьей стадии, по Конту, полностью вступает в силу закон постоянного подчинения воображения наблюдению, потому что именно наблюдение рассматривается Контом как универсальный метод приобретения знаний.

Позитивистская теория О.

Конта

Основоположником социологии как науки признан французский философ-позитивист Огюст Конт (1798-1857). Значение слова «позитивное» О. Конт определил в работе «Дух позитивной философии»: — реальное в противовес химерическому; — полезное в противовес негодному; — достоверное в противовес сомнительному; — точное в противовес смутному; — организующее в противовес разрушительному.

Собственную теорию общества Конт изложил в шеститомном труде «Курс позитивной философии», где по аналогии с физикой выделил в науке об обществе («социальной физике») социальную статику – науку об устройстве, структуре общества, и социальную динамику – теорию общественного прогресса. Человек представлялся Конту вторичной реальностью по отношению к обществу. Поскольку люди по природе существа эгоистичные, действующие скорее под влиянием чувств, нежели разума, они нуждаются в общественных институтах (семья, религия, государство), способствующих всеобщему единству и согласию.

Институты помогают преодолеть эгоизм людей и разъединяющее их разделение труда, воспитывают молодое поколение в альтруистическом духе, сохраняют традиции, опыт и моральные нормы старших поколений.

Регулирование поведения людей должны также обеспечивать экономические связи, политическое принуждение и религия, которой Конт уделял особое значение, поскольку она способна объединить разум и чувства.

Конт придерживался идеалистических взглядов, согласно которым мир сначала мыслится, потом существует. Соответственно, общественный прогресс начинается с идей прогресса в умах людей.

Выводя прогресс из закономерностей развития человеческого знания, Конт сформулировал закон трех стадий. Развитие человеческого знания проходит три стадии, каждой из которых соответствует определенное состояние общества. Закон трех стадий О. Конта Стадии развития знания: 1.

Теологическая (от греч. «теос» — бог) Знание основано на вере. 2. Метафизическая Знание оторвано от реальной жизни, носит абстрактный характер.

3. Позитивная. Знание основано на опыте, эксперименте и носит научный характер.

2.2.5 Формационная концепция трех стадий О. Конта

 Сравнительная культурология.

Том 1Борзова Елена Петровна Теория О.

Конта (1798–1857), одного из основоположников позитивизма, исходит из того положения, что подлинное (позитивное) знание есть совокупный результат специальных наук и не нуждается в философии как исследования мировоззренческих проблем. В своем существовании трех стадий интеллектуальной эволюции человечества (теологической, метафизической и позитивной, или научной), он отразил определяющий характер развития общества и его культуры.

О. Конт, изучив весь ход развития человеческой мысли, сделал вывод, что есть закон, согласно которому каждое из наших главных познаний проходит последовательно через три теоретические стадии.Теологической стадии (с древности до 1300 г.) характерен необходимый, исходный пункт развития человеческого мышления, согласно которому все явления объясняются на основе религиозных представлений, объясняющие все, что является аномальным и невозможным. Идеология, которая присуща в этой стадии, объясняет, что мировоззрению людей характерно одновременно светское и религиозное, а жизнь проникнута духом насилия, завоеваний.Метафизическая стадия (1300–1800 гг.) (абстрактная) наступает тогда, когда теологические идеи вытесняются отвлеченными философско-спекулятивными понятиями, – «идеи» Платона, «формы» Аристотеля и схоластов, «общественный договор», «права человека», «субстанция» Спинозы, «вещь в себе» Канта, «абсолютный дух» Гегеля, «материя» материалистов и т. п. Также на этой стадии возникают и получают широкое распространение идеи альтруизма, социальности, позитивной философии, индивидуализма, либерализма и демократии, которые в совокупности с развитием промышленности и науки приводят к разложению и разрушению традиционных верований и прежних порядков.