17 административно правовой статус потерпевшего и законных представителей физического лица
Оглавление:
- Статья 25.3 КоАП РФ. Законные представители физического лица
- Статьи по предмету Административное право
- Статья 25.3 КОАП РФ. Законные представители физического лица
- Статья 25.3. Законные представители физического лица
- Понятие потерпевшего в административном производстве
- Статья 25.2. Потерпевший
- Потерпевший, его административно-процессуальный статус.
Статья 25.3 КоАП РФ. Законные представители физического лица
Новая редакция Ст. 25.3 КоАП РФ 1. Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители. 2. Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители. 3. Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом.
4. Законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении представляемых ими лиц.
5. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.
1. Законными представителями физического лица выступают лица, которые в силу своих родственных или иных связей с физическим лицом в соответствии с законом могут защищать права и законные интересы несовершеннолетних лиц либо лиц, которые по своему физическому или психическому состоянию лишены возможности самостоятельно реализовывать свои права. 2. В контексте комментируемой статьи физическими лицами считаются лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также потерпевшие.
Вопросы административно-процессуального статуса потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях
УДК 342.565.4 Страницы в журнале: 114-118 Д.Н. БАХРАХ, доктор юридических наук, профессор, Е.С.
ГЕРМАН (Сибирский университет потребительской кооперации) В статье рассматриваются вопросы, связанные с административно-процессуальным статусом потерпевшего в производстве по делу об административном правонарушении; анализируются нормы законодательства; обосновывается необходимость внесения изменений в КоАП РФ. Ключевые слова: потерпевший, производство по делу об административном правонарушении, ущерб, протокол об административном правонарушении.
In article the questions connected with the administrative-remedial status of the victim in manufacture on affairs about administrative offences are considered; norms of the legislation are analyzed; necessity of modification for KoAP is proved by the Russian Federation.
Keywords: the victim, manufacture on affairs about administrative offences, damage, the report on an administrative offence. Категория «потерпевший» в административном законодательстве впервые появилась в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик об административном правонарушении (утв. постановлением ВС СССР от 23.10.1980 № 3146-Х).
Однако содержание этого термина в указанном нормативном акте не раскрывалось. Часть 1 ст. 248 КоАП РСФСР 1984 года определила потерпевшего как
«лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред»
. Существующая в современном административном законодательстве дефиниция «потерпевший» не претерпела серьезных изменений, за исключением того, что сейчас потерпевшим может быть признано и юридическое лицо.
Действующее законодательство предусматривает два способа возмещения имущественного ущерба, причиненного в результате совершения административного правонарушения: в порядке производства по делу об административном правонарушении и в порядке гражданского судопроизводства.
Выбор способа зависит от различных обстоятельств: от усмотрения должностного лица (судьи), рассматривающего
Статьи по предмету Административное право
Статья 25.3 КОАП РФ. Законные представители физического лица
- »
- »
- »
- Статья 25.3. Законные представители физического лица
1. Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители.
2. Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители. 3. Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом.
Законные представители защищают также права и законные интересы недееспособных и ограниченно дееспособных лиц. Законные представители физических лиц исходя из содержания комментируемой статьи могут выступать в интересах лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также потерпевшего. В статье конкретизируются субъекты, чьи интересы могут быть представлены законными представителями.
2.
Статья 25.3. Законные представители физического лица
1. Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители.
5. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица. 1. Категории физических лиц, защиту прав и законных интересов которых осуществляют их законные представители: — несовершеннолетние, т.е. лица, не достигшие 18 лет; — лица, которые по своему физическому (например, слепота, глухота и пр.) или психическому состоянию (недееспособные, ограниченно дееспособные) лишены возможности самостоятельно реализовать свои права.
2. Законными представителями являются: — родители — родство подтверждается, как правило, свидетельством о рождении, свидетельством об установлении отцовства, при отсутствии таковых — сведениями из органов ЗАГСа; — усыновители — полномочия усыновителей подтверждаются свидетельством об усыновлении, выданным органами ЗАГСа в соответствии с Федеральным законом от 15.11.1997 N 143-ФЗ; — опекуны — опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства (ст. 32 ГК РФ)
Понятие потерпевшего в административном производстве
30 Марта 2015 г.
Понятие и правовой статус (УПК), но также в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП).
Если УПК РФ под потерпевшим понимает физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации, то КоАП потерпевшим признает физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. В приведенных выше определениях потерпевшего главным отличием является причина возникновения вреда – преступление или административное правонарушение.Причиненный в результате совершения административного правонарушения физический вред потерпевшему, как правило, выражается в легком вреде его здоровью. Правонарушения, следствием которых является причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, законодатель относит к преступлениям.Имущественный вред, причиненный потерпевшему в результате совершения административного правонарушения, в основном является мелким ущербом.
При принятии решения по делу об административном правонарушении стоимостная оценка ущерба нередко крайне важна, так как для ряда правонарушений стоимость имущественного ущерба вообще является основанием для отграничения проступков от преступных посягательств.Физическое лицо приобретает статус потерпевшего по делу об административном правонарушении с того момента, когда оно фиксируется в данном качестве в протоколе об административном правонарушении либо в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении.
С этого момента у лица, признанного потерпевшим, возникают определенные процессуальные права и обязанности. Основными правами потерпевшего от административного правонарушения являются:- возможность не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников,- давать
Возможно ли наличие потерпевших по делам об административных правонарушениях с формальным составом?
Правоохранительная деятельность by narodirossii • 01.01.2015 Как следует из содержания ст.
25.2 КоАП, привлечение потерпевшего в качестве участника производства по делу об административном правонарушении не ставится в зависимость от того, является ли состав административного правонарушения формальным или материальным.
Это особенно важно учесть, поскольку на первых этапах применения КоАП имели место случаи, когда право лица на участие в деле в качестве потерпевшего необоснованно ограничивалось только теми составами правонарушений, которые являются материальными.
Кардинальный поворот в решении данного вопроса произошел после принятия Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5, который подтвердил несостоятельность такого подхода (п.
11) . ——————————– Верховный Суд РФ и ранее формулировал данное положение. В частности, в Обзоре судебной практики за II квартал 2004 г.
он указывал на то, что участник дорожно-транспортного происшествия, автомобилю которого причинен ущерб вследствие совершения административного правонарушения, должен быть обязательно привлечен к участию в деле в качестве потерпевшего, независимо от того, является ли состав правонарушения материальным или формальным.
В каких случаях собственник (владелец) транспортного средства, получившего механические повреждения в результате дорожно-транспортного происшествия, участником которого он не являлся, может быть признан потерпевшим по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении одного из водителей транспортных средств? По смыслу ч. 1 ст. 25.2 КоАП гражданин может быть признан потерпевшим по делу об административном правонарушении в области дорожного движения независимо от того, является ли он непосредственным участником дорожно-транспортного происшествия или собственником (владельцем) транспортного средства, которому в результате дорожно-транспортного происшествия причинен вред .
Статья 25.2. Потерпевший
СТ 25.2 КоАП РФ 1.
Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
4. Потерпевший может быть опрошен в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса. 1. По смыслу закон охраняет права лица, которому причинен физический, имущественный или моральный вред, в том числе вследствие административного правонарушения. Физическое или юридическое лицо, которому причинен такой вред, признается потерпевшим.
2. Причиненный в результате административного правонарушения физический вред, как правило, выражается в легком вреде здоровью. Правонарушения, причинившие тяжкий или средней тяжести вред здоровью, законодатель относит к преступлениям. Легкий вред здоровью связан с его кратковременным (до 21 дня) расстройством или незначительной стойкой (до 10%) утратой общей трудоспособности.
Имущественный вред (например, повреждение автомобиля) в основном является мелким ущербом.
Оценка ущерба крайне важна, так как для ряда правонарушений стоимость имущественного ущерба является основанием для отграничения проступков от преступных посягательств. Согласно комментируемой статье причиненный в результате административного правонарушения вред потерпевшему может быть моральным (например, человеку нанесено ).
3.
Потерпевший как участник производства по делам об административных правонарушениях тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.14, кандидат юридических наук Вербицкая, Мария Александровна
Актуальность темы диссертационного исследования. На современном этапе построения в Российской Федерации правового государства и формирования гражданского общества, весомое значение приобретает состояние важнейшего института демократии — прав и свобод человека и гражданина. В рамках формирования единого правового пространства, единой системы органов государственной власти, гарантий основных прав и свобод граждан, активизации проведения административной и судебной реформ основной задачей государственных органов является обеспечение охраны и защиты прав и свобод граждан.
Анализ российского законодательства свидетельствует также о наличии ряда проблем в деятельности судей, должностных лиц органов исполнительной власти, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, обусловленных несовершенством процессуальной формы административной юрисдикции. Неотъемлемым элементом любой процессуальной формы является институт участников производства.
Приходится констатировать, что степень разработанности учения о лицах в административном процессуальном праве совершенно не отвечает современным реалиям; дефекты процессуальных статусов субъектов административно-процессуальных правоотношений приводят к нарушениям прав и законных интересов граждан и организаций при производстве по делам об административных правонарушениях, административному произволу и коррупции.
Потерпевший, его административно-процессуальный статус.
Стр 37 из 49 Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом.
Потерпевший должен присутствовать при рассмотрении дела об административном правонарушении; его обязанность явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело, предусмотрена только в случае опроса потерпевшего как свидетеля. Потерпевший вправе обжаловать постановление о назначении административного наказания, а также постановление о прекращении производства по делу.
Потерпевший вправе пользоваться услугами переводчика. Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители. Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители.
Законные представители физического лица вправе осуществлять свои полномочия на этапе обжалования постановления о назначении административного наказания или постановления о прекращении производства по делу. Законные представители физического лица осуществляют защиту его прав и законных интересов только при производстве по делу об административном правонарушении; процессуальные действия, осуществляемые законными представителями на этапе исполнительного производства, т.е.
после вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу, комментируемой статьей не установлены.
Защита интересов потерпевшего от преступления– профильное направление юридической практики уголовных адвокатов Центра Юрдек.
Цели уголовного преследования не только привлечение к ответственности виновного и предупреждение новых преступлений, но и восстановление социальной справедливости. К большому сожалению, фундаментальные конституционные права, гарантирующие судебную и иную государственную защиту прав потерпевшего от преступления, доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба, только красиво заявлены в Основном Законе нашей страны.
На практике, потерпевшая сторона годами может добиваться возбуждения уголовного дела по очевидным основаниям.
Правоохранительные органы в первую очередь заняты поиском оснований для отказа в возбуждении уголовного дела и крайне неохотно выполняют, возложенные на них Государством, обязанности.
Мы знаем, как заставить работать недобросовестных сотрудников правоохранительной системы и добиться соблюдения конституционных прав потерпевшего от преступления.
Юристы и адвокаты Центра Юрдек оказывают помощь потерпевшим от преступлений по следующим направлениям: 1.
Консультирование по порядку обращения в правоохранительные органы с заявлением и сообщением о преступлении. 2. Представительство интересов потерпевшей стороны на стадиях проведения проверки по заявлению о преступлении до возбуждения уголовного дела.
3. Представительство интересов потерпевшей стороны в рамках возбужденного уголовного дела на предварительном следствии или дознании.
4. Представительство интересов потерпевшей стороны в судебном процессе. 5. Обжалование необоснованных и незаконных отказов в возбуждении головного дела.
6. Обжалование действий и бездействий должностных лиц. Признание их незаконными. 7. Взыскание ущерба по гражданскому иску в уголовном процессе. Дополнительные разделы Помощь и защита по уголовным и гражданским делам.
Объективное установление истины по делу.